Три стратегии поведения НКО во время кризиса — ОЕЭК | Офис европейской экспетизы и коммуникации
Мнения эксперт_ок

Три стратегии поведения НКО во время кризиса

Привет, меня зовут Валерия Волкогонова, и я работаю менеджеркой проектов в Офисе европейской экспертизы и коммуникаций. 17 марта мы ушли на самоизоляцию и перевели всю деятельность в онлайн.

Три месяца спустя в Беларуси продолжают выявлять не менее полутысячи заболевших COVID-19 каждый день. А значит, в ближайшее время мы точно не будем проводить офлайн мероприятий. Пандемия изменила нашу повседневную жизнь и инструменты работы. Общаясь с командой, с коллегами и коллежанками из других НКО, я сформулировала три стратегии, на которые мы можем сейчас опираться. Хочу обсудить их и с вами.

Стратегия 1. Работаем только с тем, на что мы можем повлиять.

С приходом пандемии в нашей жизни стало больше работы, коммуникаций, механических задач, меньше видимых результатов и удовлетворения. Многие почувствовали утомление, тревогу, страх, оказались близки к эмоциональному выгоранию.

Попробуйте проанализировать, что изменилось лично для вас, как для менеджер_ки, и что стало иначе в организации, инициативе или проекте?

Некоторые вызовы, с которыми столкнулись сотрудницы НКО в Беларуси

Запишите все, что изменилось, на стикерах и подумайте, на что из этого вы можете повлиять. Простота и эффективность этой стратегии состоит в том, чтобы не работать с теми проблемами, на решение которых мы повлиять точно не можем, а стараться делать то, что зависит от нас. Важно напоминать себе, что мы не должны испытывать вину за то, что не решаем проблемы всей страны или мира. Эта стратегия еще и про то, что мы должны беречь свои силы.

Потребности меняются очень быстро и это нормально. Если полтора месяца назад на наши онлайн воркшопы регистрация закрывалась за два часа, то сейчас сложно набрать группу из 20 человек даже на очень интересную тему. Некоммерческой организации важно спрашивать, что нужно ее целевым группам здесь и сейчас. Вы можете провести онлайн оценку потребностей, консультироваться с людьми, и даже использовать комментарии в социальных сетях. Как только вы вновь попадете в потребности своих целевых групп, вы почувствуете отклик и поддержку.

Стратегия 2. Максимально экспериментируем, пробуем новое, сами создаем тренды.

Когда, если не сейчас? Мы находимся в уникальной ситуации, когда никто не знает, как правильно и что в итоге сработает.

Например, благодаря пандемии мы придумали рубрику «А так можно было», которая началась с того, что каждая сотрудница Офиса написала о своих переживаниях и изменениях. Оказалось, что статью для сайта может написать не только специалистка по информации и коммуникации, но и бухгалтерка. А еще можно рассказывать личные истории и делиться лайфхаками. Теперь нам пишут многие партнеры и партнерки, которые тоже хотят рассказать свою историю. И мы настолько полюбили эту рубрику, что думаем сохранить и после коронакризиса.

Что еще мы придумали и быстро запустили – группы взаимной поддержки для НКО. Первые группы помогли нам самим пережить растерянность и тревогу, кому-то – впервые попробовать Zoom, кому-то – познакомиться с организациями из других городов и даже стран. Сейчас необходимость в регулярных группах поддержки отпала, и мы без сожаления отказались от них, чтобы придумать что-то новое.

При выборе этой стратегии вы можете проводить мозговые штурмы, экспериментировать, вспоминать про свои самые неожиданные компетенции. Меня вдохновляет, как Аня Агеева придумала видеоуроки о том, как справляться со стрессом при помощи творчества, а MAKEOUT теперь проводят квир-квизы в Zoom.

Предлагайте смелые эксперименты донорам и партнерам. Вы же помните, что такого еще никто и никогда не делал? И, конечно, в этом случае мы не всегда можем точно спланировать долгосрочные эффекты и про это тоже нужно говорить. Но я уверена, что те НКО, которые строят свою работу на сквозных ценностях, потребностях целевых групп и стремятся к позитивным изменениям у окружения, все равно достигнут максимально возможных эффектов.

Стратегия 3. То, что должно было умереть, умрет.

Звучит грустно, но на самом деле это про освобождение и про радость. Кризис ускоряет те процессы, которые и так должны были произойти. Поэтому если вы чувствуете, что какое-то направление вашей работы существует лишь потому, что «так исторически сложилось», самое время поставить точку. Это момент для того, чтобы задать вопросы себе и другим.

Это то самое время, когда можно закончить эмоционально сложные дела, честно поговорить про работу с сотрудни_цами и волонтер_ками, поблагодарить за совместные дела и расстаться с теми, кто хочет уйти. Это стратегия нужна для того, чтобы освободить пространство для нового.

Нужно ли выбрать одну стратегию?

На самом деле, большинству НКО подойдет не какая-то одна из стратегий, а их сочетание. Например, в одном проекте мы хотим просто адаптироваться и работать с тем, на что можем повлиять, в другом – видим много возможностей для экспериментов и творчества, а в третьем – ощущаем, что хотим выполнить все обязательства, закончить и больше к нему не возвращаться.

Полезные ссылки и использованные материалы

А еще вы можете посмотреть мою презентацию и полную запись моего воркшопа по менеджменту НКО «Кто хочет взять эту задачу?».

Рекомендуем почитать:
А так можно было

«Удаленка – это маленькая жизнь!» История проектной менеджерки Офиса Валерии Волкогоновой

Люди, которые вдохновляют

«Пугает положение третьего сектора через год – где брать деньги?» PR-специалистка про уверенность в себе, ценность ошибок и коронавирус

Мнения эксперт_ок

«Искать эко-активистов нужно в деревне и среди молодежи». Какое будущее нас ждет в Беларуси?