Сейчас Андрею Гуриновичу 17 лет и за его плечами 6970 обращений на 115.бел. Свой первый запрос он сделал по поводу открытого нараспашку электрощитка, тогда парню было 14. Заявку одобрили и выполнили, что стало для школьника невероятным событием.

– В тот момент у меня случился шок: ты – обычный человек – отправляешь заявку в государственную структуру, а тебе не просто отвечают, но еще и выполняют просьбу. Это невероятно меня удивило и вдохновило.

На радостях Андрей стал заполнять заявки так быстро, что его первый аккаунт заблокировали через несколько дней. Как он сам вспоминает, вопрос был чисто технический:

«Раньше у 115.бел было ограничение по количеству заявок. А я об этом не знал и из добрых побуждений решил починить все, что было в поле моего зрения: тротуары, освещение, высокие бордюры. Оформил за сутки более 20 заявок и меня заблокировали». Тоже случилось и со вторым аккаунтом Андрея.

– Но сейчас все хорошо, третий аккаунт до сих пор держится, – со смехом вспоминает Андрей. – Да и прошлые аккаунты восстановили и даже объединили в один для удобства.

МОТОЛЬКО, ТЫ НЕ ПРАВ

Андрей говорит, что за свой активизм в том числе благодарен друзьям из седьмой гимназии. По словам активиста, именно друзья помогли понять, что беларусское общество, политика, экономика – это все очень интересно.

– В годы помладше я был обычным беларусом, которому ничего не нравилось: я не понимал зачем мне нужен беларусский язык, если все говорят на русском, а еще верил, что в этой стране мне ничего не интересно и после школы я обязательно уеду.
Сейчас мое мнение абсолютно противоположно.

В старших классах я перешел в частную школу «Альтасфера». Поначалу там было интересно и наш класс состоял из действительно оригинальных людей. Но потом все одноклассники ушли и мне стало скучно с новыми ребятами. А к выпускному классу у меня остался всего один одноклассник.

Тогда же, в старшей школе, Андрея увлекла тема градостроительства, или как сейчас принято говорить, – урбанизма. Он стал изучать устройство городов: какими должны быть газоны и тротуары, как освещение влияет на безопасность и оживленность улиц, где лучше устанавливать скамейки во дворе, чтобы на них реально сидели и почему восьмиполосная дорога – это плохо.

– Читая твиты Антона Мотолько про устройство города, я думал: «Мотолько, ты не прав». Хотя сейчас понимаю, как это глупо звучало, – вспоминает Андрей. – Но я просто не разбирался и считал, что все должно быть «красиво и правильно». Я верил, что подземный пешеходный переход – это класс, да и дороги для машин должны быть пошире.

ЕСЛИ НЕ 115.БЕЛ, ТО ПЕТИЦИЯ 

Прошел год, Андрей по прежнему отправлял заявки на 115.бел и учился в школе. Но в один из дней ему поступил звонок с неизвестного номера – это был глава маркетинга Центра информационных технологий Мингорисполкома.

– Моя первая мысль тогда: «Ну все, я слишком много отправил заявок». Но к моему удивлению они сказали, что журналисты TUT.BY хотят взять у меня интервью, ведь я самый активный пользователь 115.бел – чуть больше чем за год я отправил 1819 запросов.

Конечно, я согласился на интервью – это был мой первый опыт. Потом меня отвезли в сам Центр и вручили диплом за активное участие в улучшении города. Мне даже провели экскурсию и показали как все работает, – рассказывает молодой человек.

– Как отреагировали родители? Они меня определенно поддержали и до сих пор гордятся этим. Но это не совсем их тема, поэтому они сами сервисом 115.бел не пользуются. Кстати, дорога, по которой папа каждый день ходит на работу уже давно отремонтировали после моих заявок, – улыбается Андрей. – Но с родителями мы часто обсуждаем мой активизм и урбанизм в целом.

После награждения и интервью Андрей продолжил изучать тему градостроительства: начинал с блога Варламова, затем увлекся каналом Аркадия Гершмана, который пропагандирует здоровое отношение к городу, и блогом архитектора Андрея Елбаева.

– Благодаря этим блогам мое мышление изменилось: теперь, когда вижу разбитый тротуар, не стремлюсь быстрее написать заявку, а задаю себе вопрос – почему он разбит? Может оказаться, что тротуар находится ниже уровня земли, а это значит, что на него стекает вода – то есть сколько его не ремонтируй, он будет все время разбиваться.

Вот и получается, что иногда ремонт – это не самый правильный выход, в некоторых ситуациях нужно менять уровень всего тротуара, а этим 115.бел уже не занимается.

Конечно, все зависит от проходимости и многих других факторов. Например, заняться перекладкой тротуара – это серьезные ремонтные работы – вряд ли смогут быстро. А если по нему ходит достаточно прохожих, то в любом случае ремонт – это лучше, чем ничего.

Но если тротуар не загружен, то лучше написать официальное обращение в Администрацию района и попросить перестроить дорогу. Но если вопрос касается более серьезной перестройки, то здесь мне помогает такая штука как петиция – отличный инструмент для коллективного обращения. Сегодня на моем счету таких около 6 петиций.

БЕЛАРУС, КОТОРОМУ ВСЕ (НЕ) НУЖНО

Исходя из своего опыта, Андрей объясняет, что 115.бел – это хороший инструмент, но он работает только там, где нужен ремонт. Если же вопрос касается установки нового фонаря, там где его раньше не было, или строительства парковки, – помогут только электронные обращения.

– Петиции, точнее, электронные обращения, хороши тем, что имеют юридическую основу – на них обязаны ответить. А вот заявки на 115.бел – это скорее про договоренности, чем обязательства, – уточняет парень.

– Поэтому в некоторых городах 115.бел не работает совсем, особенно в Минском районе. Не знаю, что с ними делать, потому что там мои заявки висят уже год и ничего не происходит, хотя это просто ремонт дороги или починка освещения. Так что вскоре планирую писать им снова.

Андрей считает, что улучшать среду вокруг себя – это задача каждого человека. И если в свой адрес он слышит «парень, ты что такой зануда», то с такими людьми предпочитает не общаться.

– На вопрос зачем это нужно, у меня всегда есть аргументы: например, в парке Писателей, раньше было очень мало света и там практически не было людей в темное время суток. Я отправил несколько заявок, свет восстановили и в парке снова появились горожане. Это невероятное чувство, когда ты понимаешь, что от маленького действия становится лучше всем.

Похожая ситуация сейчас происходит у Андрея в университете. Молодой человек учится на программиста в БГУИР и пытается менять среду к лучшему.

– Здания корпусов, где я учусь, выполнены в стиле модернизма – чудеснейшие постройки с огромными панорамными окнами, правда их заменили на новые, совершенно не подходящие по стилю. Но проблема в том, что все окна университета завешены вертикальными жалюзи, причем их даже не открывают.

Фото: http://fksis.bsuir.by

– Я попытался это исправить: мы с другом подошли к панорамным окнам в четвертом корпусе, раздвинули жалюзи и стали наблюдать. И действительно, к окну стали подходить студенты, кто-то с чашечкой кофе, кто-то болтал по телефону. То есть пространство заработало так, как это предполагал изначально архитектор.

Но как рассказывает активист, счастье продлилось недолго. Очень быстро к студентам подошла вахтерша и попросила закрыть жалюзи. Она сказала, что по таким вопросам нужно разговаривать с комендантом. Андрей с другом пытались уговорить ее оставить окна открытыми, но безуспешно.

Тогда студенты попытались поговорить с комендантом, но услышали очень странное объяснение:

– Комендант сказала, что если на окнах предусмотрены жалюзи, значит они для того, чтобы закрывать их, значит раскрывать жалюзи нельзя, – вспоминает Андрей.

Конечно, я считаю, что это полная ерунда. Сейчас у меня есть план: я попробую поговорить с ней еще раз и объяснить ситуацию. Но если не сработает, буду писать в Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома.

Я хочу получить письменный ответ о том, что жалюзи разрешено открывать. Думаю тогда мне вряд ли откажут в универе.

Последняя петиция, над которой работал Андрей – проблема с парковкой на улице Чапаева: машины паркуются на островке, где проходят трамвайные пути. И все бы ничего, только недавно кто-то так припарковал свою машину, что приостановил движение трамвая №7 на 40 минут.

– Проблема с парковками в центре – одна из самых острых, – считает Андрей. – Вообще, моя самая крупная петиция, которая собрала более 500 подписей, касалась именно этой темы. В течение трех месяцев я ходил в центре и фотографировал места с нелегальной парковкой, а потом описал все в едином обращении и отправил.

Большая часть проблем была решена, но не все – у Горизонта машины продолжают ставить на тротуар. Видимо мне придется писать снова. Но мне не сложно, я уже набил руку. К тому же у меня под рукой всегда шаблон обращений или заявлений – дело пары минут. Я и друзьям всегда помогаю, если нужно сделать официальный запрос. Иногда, если лекция очень скучная, могу параллельно заполнять заявку на 115.бел или когда еду в общественном транспорта.

Сейчас Андрей, как он сам говорит, считает себя полноценным членом общества: интересуется политикой, социальными проблемами и пытается что-то с этим сделать.

– Именно такая жизнь доставляет мне удовольствие, я стараюсь знакомиться с новыми людьми, получать максимум информации обо всем и менять мир вокруг себя.

 * * *

Офис верит, что история Андрея может вдохновлять и стать отличными примером, где участие и изменения – это касается каждой и каждого! 

Авторка: Александра Савинич