В конце января в Минске прошел четвертый мастер-класс в рамках инициативы «Информационно-коммуникационные технологии для развития гражданского общества: лучшие практики Эстонии и Беларуси».

Мероприятие посвящалось подходам фандрайзинга, т.е. привлечения финансовых ресурсов, для реализации проектов и инициатив с использованием онлайн-инструментов. В мастер-классе участвовали представители и представительницы организаций и инициатив, которые работают с пожилыми людьми и молодежью, помогают детям с аутизмом и их семьям, поддерживают образовательные инициативы в области точных наук и высоких технологий, популяризируют беларусский язык и культуру, содействуют развитию экологического туризма и др.

Об эстонском опыте использования фандрайзинговых платформ для поддержки деятельности некоммерческих организаций (НКО) и инициатив рассказал Тоомас Роолайд. Тоомас имеет большой практический опыт руководства НКО, а также реализации фандрайзинговых кампаний. Исходя из своего опыта эксперт рассказал об основных задачах успешной кампании по сбору средств:

  • определение потенциальной целевой аудитории, которая может финансово поддержать проект или инициативу;
  • привлечь интерес этой целевой аудитории к проекту;
  • предоставление доступной и понятной информации о целях и задачах проекта.

При создании информационной кампании по сбору средств важно учитывать характерные особенности целевой аудитории, которая потенциально будет поддерживать проект. Для того, чтобы определить эти характеристики, Тоомас порекомендовал воспользоваться инструментом «Карта эмпатии». Карта позволит более детально продумать профиль целевой аудитории.

Тоомас обращался к опыту Союза добровольных эстонских спасателей как наглядному примеру успешной кампаний по фандрайзингу. О том как была выстроена кампания, направленная на привлечение интереса целевой аудитории и последующей поддержке инициативы, можно посмотреть тут.  

Как пример еще одной успешной кампании по сбору средств был рассмотрен опыт эстонской некоммерческой организации «Детская деревня SOS». Организация ведет активную информационную кампанию о процессе сбора средств, что делает проект более видимым и заметным для спонсорства. Больше узнать об этой кампании можно здесь.

В качестве одной из долгосрочных кампании по фандрайзингу в Эстонии Тоомас привел пример Народной Обсерватории, которой были необходимы деньги для обустройства здания. Чтобы ознакомиться с тем, как была выстроена эта кампания можно прочитать тут.

О специфике и возможностях по сбору средств для беларусских общественных организаций и инициатив рассказали Светлана Елисеенко, директорка краудфандинговой платформы Ulej.by  и представитель модуля для приёма пожертвований DoikaМихаил Волчек.

Краудфандинговая платформа Ulej.by позволяет большому количеству людей поддерживать малыми или большими суммами проекты, получая взамен результаты от реализации профинансированного проекта. Платформа дает возможность авторам проектов и инициатив:

  • определить сумму и срок сбора средств;
  • дать подробное описание проекта или инициативы с использованием фото- и видеоматериалов;
  • вести коммуникацию с целевой аудиторией и информировать ее о том,  на какой стадии реализации находится проект.

В качестве примеров социальных инициатив, которые собрали необходимые ресурсы, можно ознакомиться с такими проектами, как: «Качели для детей с ограниченной мобильностью»«Проект по созданию  арт-площадки в микрорайоне Матусевича в Минске»«Тандем для слабовидящих и незрячих людей» и др.

Более подробную информацию о  том, как работает платформа Ulej.by можно найти тут.

О том как работает модуль для приёма пожертвований Doika рассказал координатор проекта Михаил Волчек. Модуль позволяет беларусским НКО собрать средства на своих сайтах без привлечения посредников и дополнительных  сервисных платежей. При помощи модуля Doika в ноябре команда Офиса европейской экспертизы и коммуникаций (ОЕЭК) запустила кампанию по сбору безвозмездных взносов, что позволило нашим друзьям, поддержать развитие программной деятельности ОЕЭК на любую сумму, начиная от 1 рубля. Также в январе модуль Doika был награжден премией «Зрабiлi» в номинации «Штуршок» как одна из инициатив, вдохновившая многих на новые идеи и проекты в 2018 году.

Узнать больше о целях и задачах модуля можно пройдя по ссылке. А информацию о том, как установить модуль можно найти тут.

Инициатива “Информационно-коммуникационные технологии для развития гражданского общества: лучшие практики Эстонии и Беларуси” реализуется ПУ «Офис европейской экспертизы и коммуникаций» в партнерстве с Baltic Internet Policy Initiative (BIPI) и эстонской организацией Харьюский Центр Предпринимательства и Развития (HEAK) в рамках программы “Сотрудничество для развития”.