Зачем нужны феминитивы, как они появились в наших текстах и что с ними дальше делать? Офис рассказывает свой опыт и объясняет, почему не собирается отказываться от «менторки», «консультантки», «тренерки» и «экспертки».

Что такое феминитивы

Феминитивы – это существительные женского рода, альтернативные или парные мужским существительным. Чаще всего их используют в описании профессий или социальной принадлежности.

Как феминитивы появились в Офисе

Четыре года назад Офис начал пересматривать свою гендерную политику. Тогда с нами работал Тони Лашден, который сделал гендерный анализ наших программ. Так Офис начал использовать феминитивы. И это было не просто изменение словаря организации, а изменение внутренних ценностей.

Что это значит? Мы осознали уязвимое положение женщины в патриархальном обществе: проблема стеклянного потолка, невидимость женских персон в достижениях науки, культуры, социального сектора, сексизм и объективация. И это только часть большой дискриминации.

Феминитивы – это инструмент видимости женщин в обществе. И если их не использовать, то негативные стереотипы будут набирать обороты. Например, что женщины не могут руководить, учиться и работать, а еще водить автомобиль и быть военной.

Феминитивы – это унижение или уравнивание в правах

Самый распространенный аргумент: «феминитивы унижают женщин». И это очень интересно. Если задуматься, то как женский род может кого-то унизить и оскорбить? Если задать себе этот вопрос, то быстро станет понятно – это нелогично (как минимум). Ведь все люди, независимо от пола, национальности, расы, сексуальной принадлежности, гендера, традиций и других признаков, все люди равны.

Когда работу выполняет женщина, то это не унизительно, наоборот, об этом нужно рассказывать не стесняясь, чтобы развеять стереотип. Если женщина фотографирует, то она фотографка, а если женщина руководит организацией, то она директорка.

Мы и сами к некоторым феминитивам пришли не сразу: сначала начали использовать

«специалистку» и «экспертку», а чуть позже «директорку» и «бухгалтерку».  

А как же словари В. Даля и С. Ожегова

Самый понятный аргумент: язык – это гибкая субстанция. Люди меняются, изменяя мир и социальные нормы. Появляются новые слова, а малоиспользуемые забываются. Когда новые слова получают массовое распространение, их закрепляют в словари.

Например, раньше женщины не могли быть «пилотами» или «врачами», поэтому такие профессии использовались в мужском роде. Хотя, такая профессия как «учитель» для женщин стала доступна раньше, поэтому феминитив «учительница» никого не смущает.

Примерно тоже самое происходит сейчас с Правилами дорожного движения – сейчас их собираются пересматривать и добавлять новые транспортные средства: «электросамокат», «электровелосипед», «гироскутер». Ими уже не первый год пользуются в Беларуси, но в правилах их нет. Тем не менее, никто не отрицает существование таких средств передвижения.

Как Офис использует феминитивы

Гендерное равенство – ценность Офиса, а это значит, что мы уважаем каждого и каждую. И в своих текстах, социальных сетях и обучающих программах мы используем феминитивы. Если вы по какой-то причине не хотите использовать в отношении себя феминитив, мы не станем вам навязывать свою точку зрения. Мы с радостью примем ваш выбор.

И того же мы бы хотели просить у вас: принимать выбор наших сотрудниц использовать в отношении себя феминитивы. Поэтому если вы приглашаете нас, как эксперток и тренерок, то применяйте к нам феминитивы.

Если же вы просите нас разместить анонс своего мероприятия в рассылке, то мы скорее всего будем использовать феминитивы, если вы не предупредите нас об обратном.

Авторка: Александра Савинич

Хотите еще больше прокачаться в теме гендерного равенства? Вот список классных организаций и инициатив, которые работают с этой темой. Подписывайтесь и следите за их мероприятиями:

МОО «Гендерные перспективы»

«Центр по продвижению прав женщин — Её права» 

Гендерный маршрут

Тендер на гендер

YWCA (ИВКА)

Women Platform

MAKEOUT