Если бы учреждениям можно было выдавать премии за выживание в экстремальных условиях, то школа в деревне Рудня Телешевская вполне могла бы стать номинантом. Там училось всего 32 ученика и школу уже планировали закрыть как «неперспективную», но благодаря местным активистам и активисткам она не просто возродилась, но и стала участницей международных проектов, а в будущем будет кормить деревню органически чистыми продуктами. Реальную историю спасения школы от закрытия рассказывает Надежда Лебедева, выпускница программы «Лидерство в местных сообществах» 2016 года.

Шаг 1 – сделать школу «видимой»

В деревне Рудня Телешевская Гомельского района живет 560 человек. Естественно, местные жители не хотели закрытия школы, так как это учреждение было для деревни чем-то большим, чем просто рабочие места. Многие так и говорят, что если бы школу закрыли, то со временем пропала бы и сама деревня.  Надежда Лебедева тогда еще не называла себя лидеркой, хотя как раз она инициировала план сохранения школы:

–  Я предложила директору сделать школу видимой, значимой, чтобы она была у всех на слуху, – рассказывает учительница. – И, получив согласие, стала искать подходящие способы.

Надежда решила разузнать информацию о различных инициативах в Беларуси, к которым теоретически и руднетелешовская школа могла бы присоединиться. На глаза попался школьный проект использования ресурсов и энергии (ШПИРЭ), который в Беларуси реализует организация «Центр экологических решений». Тема экологии была близка учительнице, поэтому желание попробовать присоединиться возникло сразу.

Около месяца у Надежды Лебедевой ушло на изучение проекта, но в итоге она обратилась к руководителю школы, который согласился, что требования ШПИРЭ вполне выполнимы.  Поддержали инициативу и учителя, так как понимали, что для сохранения школы нужно действовать. Так Надежда Лебедева стала курировать международный проект в маленькой деревенской школе.

Шаг 2 – каждый должен жить инициативой

Спустя некоторое время школа просто начала жить новым проектом. На уроках математики учащиеся решают задачи об экономии света, для начальных и средних классов открыт факультатив «Энергия и окружающая среда», а на школьной кухне висят памятки о том, как экономно готовить еду и мыть посуду.

Оказалось, что и сами жители не против включаться в экологически дружественный образ жизни, просто далеко не все знают, как экономить энергоресурсы не в ущерб своему комфорту. Памятки об экономии ресурсов раздавались на родительских собраниях, хотя со временем активисты и активистки нашлись и за пределами школы:

– Мы стали организовывать встречи, куда вначале подключились знакомые, затем – знакомые знакомых, – рассказывает Надежда и восхищенно добавляет. –  У нас даже появилась своя «агитбригада»!

Вдобавок ко всему, учителя со школьниками провели целое исследование, как люди расходуют воду, для чего пришлось обойти и изучить 52 двора. Но все не зря – сейчас в деревне работает эффективная схема водопользования, которая позволяет правильно расходовать воду и снизить финансовые затраты местных жителей.

DSC00287

Шаг 3 – использовать потенциал всех

Местное сообщество сформировалось далеко не сразу. Поначалу жители деревни скептически относились к инициативам, которые исходили от школы.

Серьезным шагом к сплочению стало участие еще в одной экологической инициативе, благодаря которой местные жители проверяли качество воды, которую они пьют при помощи специальных тест-полосок. В инициативе участвовало 5 деревень, включая  Рудню Телешевскую.

– Оказалось, люди пили грязную воду, не подозревая о том, что там есть нитраты, –  рассказывает лидерка местного сообщества Надежда Лебедева. –  И мы решили рассказать об этой проблеме Центру гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

В итоге специалисты Центра гигиены предоставили жителям деревни информацию, как можно повлиять на качество питьевой воды. Оказалось, что большое значение имеют дворовые постройки:  

– Там были руководства, например, как правильно строить сараи для животных, туалеты, компостные ямы – все те объекты, которые есть в каждом деревенском дворе, – рассказывает Надежда.

Сейчас местное сообщество насчитывает 25 активных человек. Это не только педагоги и учащиеся, но и просто активные местные жители, независимо от возраста и увлечений.

DSC00308

Школа сможет обеспечить и себя и жителей деревни

Сегодня в еще недавно погибающей школе идеи разных инициатив появляются и воплощаются одна за одной. Здесь уже организована библиотека по принципу буккроссинга и киносубботы, которые организуют сами школьники.

–  Очень хочу, чтобы местные жители жили комфортно, уютно – чистая вода, чистый воздух, хорошие дороги. Чтобы в школе было детей побольше, а молодежь оставалась в деревне, – делится своими эмоциями лидерка местного сообщества и добавляет:  – Мы уже уверены, что нашу школу не закроют.

Об этом действительно можно говорить без скидки на суеверия, так как недавно школа выиграла получила поддержку посольства США, благодаря которой начнется реализация проекта «Сад на месте пустыря». Идея проекта – выращивать органически чистые фрукты и использовать их не только для своей школы, но и продавать, а полученную прибыль тратить на благо школы. Яркий пример социального предпринимательства – не больше ни меньше.

Идея органического сада также принадлежит участнице программы «Лидерство в местных сообществах» Надежде Лебедевой. Но, возможно, идея еще долго бы оставалась просто идеей, если бы не навыки, полученные во время этой программы «Офиса европейской экспертизы и коммуникации»:

– Благодаря программе «Лидерство в местных сообществах», я стала уверенней как лидерка, – рассказывает сама Надежда. – Теперь я лучше знаю, как выявить интерес у сообщества, выделить приоритеты, как работать с сообществом.

13475228_1105881366135985_6847477847549022859_o

Кроме того, Надежда признает, что именно благодаря участию в программе лидерства она попала на стажировку в США, куда поедет уже в сентябре.

– Во время стажировки очень хочу узнать больше об управлении местными сообществами и как сделать так, чтобы жители сами проявляли инициативу, – рассказывает о своих ожиданиях Надежда Лебедева.

 

lebedeva

Надежда Лебедева, участница программы «Лидерство в местных сообществах» 2015-2016.

Сообщество: 560 жителей деревни Рудня Телешевская Гомельского района.

Благодаря усилиям Надежды удалось сохранить школу деревни Рудня-Телешевская Гомельского района, внутри и снаружи школы были заменены лампочки – на энергосберегающие, поставлено 19 деревянных стеклопакетов, а вскоре обновят оставшиеся окна и двери.

Что сделано совместными усилиями:

  • Сохранена школа.
  • Получен статус ШПИРЭ-школа.
  • Дважды выигран конкурс «Энергомарафон».
  • Внутри и снаружи школы лампочки заменены на энергосберегающие.
  • В школе поставлено 19 деревянных стеклопакетов.
  • Проведен мониторинг колодцев, из которых жители Рудня Телешевская пьют воду.
  • Налажена эффективная система водопользования.
  • В школе открыта библиотека по принципу буккроссинга.
  • Выигран грант на реализацию проекта «Сад на месте пустыря».
  • Местные лидерки отобраны на стажировку в Америку по программе Community Connections.

Татьяна Жарносек