Что думают белорусские студенты о Болонском процессе? 28 марта прошла новая дискуссия из цикла «Что думают белорусы», где эксперты, студенты и представители студенческих организаций обсудили наиболее насущные вопросы о Болонском процессе в Беларуси.

«Когда мы спрашиваем у студентов о Болонском процессе, мы должны понимать, что студенты подмечают важные и близкие для себя моменты. Например, возможность обучаться заграницей, получить диплом, признаваемый в Европе. Вместе с этим, присоединение к Болонскому процессу означает не только это», — отмечает Владимир Дунаев.

28 марта в Галерее TUT.by прошла дискуссия «Что думают белорусские студенты: Болонский процесс». Ключевыми спикерами дискуссии выступили профессор, член «Общественного Болонского Комитета» Владимир Дунаев и профессор кафедры проектирования образовательных системы Республиканского Института Высшей Школы Анатолий Макаров.

«Краткий ответ на вопрос, что же такое Болонский процесс – это процесс формирования и трансформации Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), — рассказывает Анатолий Макаров. – Этот процесс невозможен без соблюдения определенных правил, которые называются дорожной картой».

Беларусь присоединилась к Болонскому процессу в мае 2015, однако это присоединение было допущено при условии выполнения обязательств по реформированию системы высшего образования.

«Программа реформирования белорусского высшего образования по модели Болонского процесса называется дорожной картой. Реформы, описанные в дорожной карте, должны быть проведены в течение трех лет, и уже в 2017 Беларусь должна будет отчитаться в выполнении этих обязательств», — объясняет Владимир Дунаев.

IMG_6768

В дорожную карту для Беларуси входят следующие пункты:

— разработка Национальной рамки квалификаций, обеспечение качества и признания квалификаций

— разработка плана имплементации и обеспечения прозрачности системы ECTS

— обеспечение мобильности научно-педагогического персонала и студентов и интернационализации

— разработка плана непрерывного образования

В рамках дискуссии были также презентованы результаты исследования «Общественного Болонского Комитета» о качестве высшего образования и роли студентов в управлении ВУЗами.

«Как мы видим, большинство студентов считает, что основное право, которое нарушается при их обучении, — это право на свободное посещение занятий и работу во время учебы. Ведь студенты далеко не глупы: они прекрасно понимают, что работодатель ищет кого-то с опытом работы, кого-то, у кого есть реальные навыки», — комментирует Владимир Дунаев результаты исследования.

IMG_6772

Светлана Шапорова, Работа TUT.by, также согласна с тем, что без привлечения работодателей в процесс получения образования, студенты будут иметь сложности с дальнейшим трудоустройством. «Безусловно, сегодня ситуация на рынке труда сложна для тех, кто начинает только начинает карьеру. По нашим данным, 30,7% от всех резюме поступают в категорию «Начало карьеры, студенты», вместе с этим, предложение по этой же категории гораздо ниже – только 7% от общего количество вакансий предлагается тем, кто только начинает работать».

IMG_6783

Кристина Мурашова, председатель «БОСС», отмечает, что вместе с получением образования студентам нередко нужны навыки того, как искать работу, как вести себя на собеседовании. И на сегодняшний день в высшем образовании таких знаний приобрести нельзя. Работодатели недовольны навыками, которые демонстрируют студенты, а те, в свою очередь, недовольны базой, полученной в университете.

IMG_6813

«Поделюсь своим случаем: когда я пришел на работу, мне посоветовали забыть все, что я учил в университете», — рассказывает Алесь Крот, молодежный совет «РАДА». Для того, чтобы таких ситуаций не происходило, в процесс разработки Национальной рамки квалификаций планируется подключать работодателей, который смогут оговаривать требования и навыки, необходимые для освоения той или иной профессии.

IMG_6819

Однако, получение профессиональных и академических навыков – это не единственные ценности Европейского пространства высшего образования. Марина Штрахова, «Студенческая Рада», отмечает: «Ценности академических свобод и участия в управлении ВУЗами уже отмечались, но, нужно отдавать себе отчет, что, к сожалению, ни к 2017, ни к 2020, скорее всего, мы не сможем сказать, что они реализованы в полной мере. А ведь студенческое самоуправление, возможность участвовать в управлении ВУЗом – это очень важные вещи, которые могут подтолкнуть к улучшению качества образования».

Ознакомиться с переводом Дорожной Карты можно на сайте «Общественного Болонского Комитета».

Ознакомиться с Magna Charta Universitatum о студенческих свободах.

Исследования «Общественного Болонского Комитета» о качестве высшего образования и роли студентов в управлении ВУЗами.

Серию живых дискуссий «Что думают белорусы» с сентября 2014 года организует просветительское учреждение «Офис европейской экспертизы и коммуникаций» в партнёрстве с Белорусским исследовательским советом, международной некоммерческой организацией Pact и Агентством США по международному развитию (USAID). Цикл не только делает экспертные дебаты публичными, но и создает пространство, где могут обсуждаться исследования на актуальные темы развития белорусского общества. В рамках цикла дискуссий были обсуждены темы «Стоимость реформ», «Отношение к смертной казни», «Кто твой город Минск» и «Гендерное равенство: почему это выгодно».