Оценка сообществом своих потребностей (ОСП) – это процесс совместного выявления участниками и участницами сообщества местных проблем, их анализа и приоритизации, позволяющий организовать последующее совместное планирование и решение этих проблем. Вовлечение сообществ в оценку своих потребностей и возможностей является важной составляющей процесса планирования, так как помогает людям, проживающим в одном месте и объединенными общими проблемами и интересами в отношении территории лучше понимать друг друга.

Процесс оценки сообществом своих потребностей может повторяться местным сообществом многократно, учитывая данные предыдущего цикла оценки. Самое главное, что основные этапы остаются неизменными. Для наглядности рассмотрим все этапы на примере проведения ОСП в деревне Бытень:

Неравнодушная жительница деревни Бытень решила обучить местных жителей и жительниц проведению ОСП — наиболее эффективному способу выявления проблем. Для этого она объединила единомышленников и единомышленниц, которые взяли на себя ответственность за организацию и проведение ОСП, а также за дальнейшую работу над полученными результатами (1 этап — формирование инициативной группы по ОСП).

После этого группа спланировала когда и как проведёт ОСП в своей деревне. Каждая староста должна была уточнить проблемы и потребности местного населения (2 этап — определение ожидаемых результатов ОСП — изучение инициативной группы местного сообщества).

Также на ОСП пригласили председателя сельсовета, директора дома культуры, заведующего дет.сада, школы и других представителей администрации и общественности с целью учёта всех рекомендаций (3 этап — получение поддержки значимого окружения).

Старосты лично обошли жителей и жительниц деревни, повесили в общественных местах приглашения принять участие во встрече (“Все, кто хочет жить в нашей деревне лучше, приходите!”). Таким образом, группа проинформировала всё население о проведение ОСП, в котором каждый может принять участие (4 этап — приглашение участников ОСП).

ОСП решили проводить на улице возле подъезда, потому что была хорошая погода и чтобы большее количество людей смогли принять участие (5 этап — подготовка помещения для проведения ОСП).

Во время процесса проведения ОСП сначала с жителями провели мастерскую, где каждая и каждый в маленьких группах написали на листиках проблемы, которые их волнуют, потом договорились про 3 наиболее важных для них. Ведущие собрали по 3 проблемы от каждой малой группы. Потребности, которые повторялись, объединили и уточнили. Всего у жителей деревни получилось 9 проблем. Далее нужно было выбрать 3 наиболее приоритетных, по решению которых жители начнут работать в самое ближайшее время. Далее жители записались напротив проблемы, которую они сами готовы решать. (6 этап — проведение ОСП).

Полученные проблемы были озвучены перед местной властью: создание детской и спортивной площадок, ремонт дороги, замена старых столбов линии электропередач на новые и другие. (7 этап — подготовка отчета о проведение ОСП).

Результаты ОСП были освещены в районной газете “Ивацевичский Вестник”, благодаря чему все жители и жительницы узнали о проведении ОСП и начали подключаться к решению проблем (8 этап — информирование всех членов местного сообщества о проведении ОСП).

img_4127

Можно отметить, что на каждом из этапов большое внимание уделяется целевой группе, т.к. у каждого сообщества есть свои особенности и именно от этих особенностей зависит то, какие методы будут использоваться для выявления проблем в местном сообществе и на сколько эффективен будет тот или иной подход для решения этих проблем.

Наиболее весомыми особенностями являются социальные и культурные нормы, ожидания и требования от женщин и мужчин, а также наличие у них ресурсов и возможностей для продвижения своих интересов, ведь именно от поддержки и участия конкретных людей зависит успешность реализации проектов по решению проблем на местном уровне. Необходимо признать, что те проблемы в местных сообществах по-разному влияют на мужчин и женщин, чтобы при их решении выгоду получили и те, и другие. Учесть все эти особенности позволяет использование в своей работе такого инструмента, как гендерно-чувствительный подход, важность которого часто недооценивается организациями.

Гендерно-чувствительный подход осуществляется на 4-х этапов: планирование, реализация, оценка и коммуникация.

Этап 1: планирование

1. Открытый прием заявок (open call): заявки принимаются от всех (если проект не предусматривает работы с одной специфической группой) и в приглашении к участию в конкурсе на этом акцентируется внимание
2. Анкета: текст анкеты об участии включает вопрос о специфических потребностях в процессе обучения (еда, время участия, перемещения и т.д.)
3. Партнерство: устанавливайте партнерства с организациями, которые работают со специфическими группами и могут поделиться опытом
4. Индикаторы изменений: в проект закладывайте не один индикатор на все группы, а хотя бы по одному индикатору для группы

 

Этап 2: реализация

1. Активное участие тренеров и тренерок: создавайте безопасную атмосферу (пресекайте сексизм, давайте равные возможности высказаться, презентовать результаты и озвучивать рефлексию).
2. Экспертиза: приглашая экспертов и эксперток, обеспечьте наличие и женщин, и мужчин в качестве ведущих тренинга
3. Условия участия: обеспечьте доступную среду, возможность приехать с детьми и другие специфические потребности
4. Укрепление коммуникации: поддерживайте обмен опытом и мнениями среди участвующих и подталкивайте к общению с людьми из разных групп

 

Этап 3: оценка

1. Анкеты: считайте изменения, которые происходили во время проекта, и посчитать соотношение этих изменений у женщин и мужчин.
2. Дополнительное развитие: если по результатам оценки вы увидели, что у ваших специфических групп есть потребности в дальнейшем развитии, обеспечьте их ресурсами или возможностями реализовать их.
3. Результаты: в отчетах уделяйте равное внимание результатам женщин и мужчин и их освещению.

 

Этап 4: коммуникация в течение проекта

1. Анкеты: регулярно проводите оценку коммуникации с вашей аудиторией, оставляйте возможность комментировать и предлагать изменения текущей коммуникационной стратегии.
2. Материалы: создавая медиа-материалы о проекте, обеспечьте видимость разных групп. Например, проводя интервью, возьмите комментарий у координатор(ки), эксперт(ки) и нескольких участвующих.
3. Разнообразие: в материалах освещайте разные роли женщин и мужчин и избегайте стереотипов.
4. Доступность: не все люди, получающие вашу информацию, могут иметь возможность использовать тот канал, который вам нравится больше всего (например, только facebook). Предлагайте информацию через разные каналы.

“К решению проблем, которые предложили женщины, присоединились и мужчины. Правда, мужчины предлагали путь решения проблем, как помощь в обращении в сельсовет, написании обращения, но это уже положительный прогресс. Будем работать с этими инструментами дальше”, — поделилась своим опытом Татьяна Савицкая, участница курса “Решаем сообща”.

img_7731

Гендерно-чувствительный подход позволяет лучше понимать людей, с которыми приходится работать, учесть различные нюансы и сделать свои проекты более устойчивыми, получив поддержку и активное участие местного сообщества в решении местных проблем.

“Применение гендерно-чувствительного подхода не только вовлекает те группы в вашем сообществе, у которых раньше не было возможности рассказать о своих потребностях, но и помогает сплотить ваше сообщество! Когда люди начинают узнавать друг о друге, им легче проникнуться нуждами другого человека и оказать поддержку. Одна из самых распространенных проблем в сообществах, где гендерно-чувствительный подход помогает объединить разные группы для решения одной проблемы, — это проблема безбарьерной среды. Как только молодые родители, пожилые люди и люди с инвалидностью слышат, что они добиваются одного и того же, им проще сплотить усилия и направить ресурсы на выполнение одной задачи, нужной всем”, — прокомментировала Яна Снижко, специалистка по работе с гендерно-чувствительным подходом.

 

Узнать больше о гендере и гендерно-чувствительном подходе можно здесь и в презентации Ирины Альховки, МОО “Гендерные перспективы”.